Содержание
ГИМС требует, чтобы судовой номер был нанесен в нужном месте, установленного размера, да ещё и контрастной несмываемой краской. Понять логику Инспекции можно – номер должен быть неотъемлемой частью судна (отсюда несмываемая краска), должен быть стандартным и легко читаемым (отсюда единые размеры и места нанесения).
Но в жизни все сложнее. Требования ГИМС — это милитари-атавизм, исходящий из того, что все суда большие и одинаковые. В гражданском флоте, и особенно маломерном, разнообразие огромно и соответствовать требованиям не только сложно, но часто невозможно. В статье подробно разберем, как правильно выбрать материал и способ нанесения регистрационного номера на маломерные суда, чтобы у ГИМС не было никаких претензий к вам.
Выбор номера зависит от материала корпуса
Помните про несмываемую краску, которую требует закон? Теперь забудьте. Не нарушая ничего, можно обойтись без неё.
Катер, яхта, гидроцикл
Жесткий корпус с гладким бортом

Если у вас гладкий жесткий корпус (алюминий и пластик), то подойдет номер из самоклеящейся пленки, который удобно наносится за 5 минут (чисто и с минимальной подготовкой корпуса), да ещё и не требует времени высыхания. Хоть это формально и не краска, но ГИМС к этому не придирается — сложно найти отличия, да и зачем? Самоклейка всех устраивает.
Жесткий корпус с неидеальным бортом
Часто корпус может быть после некачественной покраски или с явными неровностями. В таком случае использовать самоклейку не получится, так как она будет неплотно прилегать, либо хлипко держаться на слабом слое краски. Тогда лучше применить трафарет и покрасить. Трафарет облегчит покраску — без него сложно соблюсти все размеры строго по ГОСТу, да ещё и сделать всё быстро и красиво.
Лодки ПВХ и РИБы

У ПВХ ткани есть очень неприятная особенность – любая краска въедается настолько, что удалить её, не испортив «товарный вид», невозможно, а самоклеящаяся пленка не держится так прочно, как на пластике и алюминии. Но и здесь есть компромиссы — главное при выборе способа нанесения учесть, насколько часто лодка будет сворачиваться.
Надул и забыл
Это условие актуально для счастливых обладателей прицепов и когда судно находится большую часть времени в рабочем состоянии на стоянке. Можно не заморачиваться, не портить баллон краской, а использовать самоклеющийся номер, о котором шла речь выше.
Надо часто надувать
Здесь немного сложнее, но тоже решаемо, главное, спокойно соотнести плюсы и минусы.
Номер для лодки пвх из самоклеющейся пленки

Легко наносится, не портит ткань, но хватает его на 1 сезон. Тут нужно просто рассудительно подойти к выбору – если это первая лодка, то клейте номер, а не наносите его краской. Очень вероятно, что именно к концу сезона вы поймете, что вам нужна другая – больше или меньше, НДНД или пайолка, скоростная или вместительная, под мощный или малосильный мотор, богаче комплектацией или более аскетичная, но зато мобильная.
Первая лодка – это всегда опыт, мысль поменять на «идеальную» придет быстро, а вот испорченный краской борт может затормозить продажу, и в цене, возможно, придется подвинуться. С самоклейкой таких проблем не будет – следов она не оставляет, а выглядеть после снятия будет, как из магазина.
Трафареты для нанесения номера на лодку ПВХ

Другое дело, когда вы уже бывалый водномоторник, уверены, что лодка будет востребована много лет, а потом перейдет по наследству внукам – наносите смело краску. Трафареты помогут сделать это быстро и аккуратно. На ПВХ хорошо ложится и держится краска Maraplan PL — у нас она есть в наличии.
Бюджетный способ предложили братья Щербаковы – использовать компоненты из ближайшего магазина — клей «Уран» и цветную нитроркраску (подробную инструкцию смотри на видео ниже). По качеству, удобству и готовому внешнему виду это «колхоз».
- Совет: Сначала протестируйте краску и технологию нанесения – возьмите кусок ткани ПВХ из ремкомплекта и поэкспериментируйте на нём. Стоит потратить на это время, так как цена ошибки высока, многие краски ведут себя непредсказуемо – трескаются, отпечатываются на ткани при сворачивании, не высыхают долгое время.
Навесные номера
Их называют еще дублирующими номерами – применение оправданно, когда установлен тент и основного номера не видно. На тентах ответственных производителей предусмотрены специальные карманы для этого.

- ГИМС такие номера не любит (техосмотр с ними точно не пройти), а вот на воде могут отнестись лояльно, особенно если его «замаскировать», сделать фон в цвет лодки (у нас такая возможность есть).
- Чаще всего такие номера фиксируются на борту с помощью обвязок, продетых через люверсы и держащиеся за леер, уключины, рымы и прочее.
- Навесной номер изготавливается из баннерной ткани ПВХ и его можно клеить к лодке, в таком случае у ГИМС претензий нет (он становится неотъемлемой частью судна).
Вырезанные и наклеенные номера из ПВХ ткани
Достаточно специфический и трудозатратный способ как по изготовлению, так и по нанесению. Спрашивают редко, опыта по нему у нас нет.
Что лучше?
- Жесткий борт — наиболее практичный и доступный материал для судового номера на жесткий борт это самоклеящаяся пленка.
- Надувной борт — на 1 сезон подходит самоклейка или накладной номер, на много лет идеальна краска, нанесенная с помощью трафаретов.
Какого размера и где наносить номер на лодку?
Теперь, когда определились с материалом, нужно найти место нанесения и узнать размеры.
Размеры регистрационного номера
Они четко прописаны в законе: высота символов – 15 см, ширина – 10 см . В старых номерах (полученных до декабря 2016 года) символов меньше, с января 2017 больше, да еще и флаг обязательно нужен. Подробнее и доступно по размерам читайте в этой статье, либо просто изучите фото ниже, этого достаточно.
Место нанесения, как определить самостоятельно?
Закон также регламентирует место нанесения – ¼ от форштевня судна . Определить это место легко по следующему алгоритму:
- Смотрим на лодку со стороны борта.
- Делим борт на две равные половины.
- Теперь делим половину, где нос на 2 части – середина и есть та самая ¼ от фортштевня.
- Середина номера должна проходить через линию, которую мы определили в пункте 3.

Что делать, если не вписываетесь в размер или не можете нанести номер из-за конструкции судна, например, на гидроцикл? Наносить так, как возможно. В идеале эти действия надо согласовывать с инспектором ГИМС, который вносит в Судовой билет соответствующие отметки. Сделать это можно при регистрации (фото показать и рассказать заранее о проблеме – там тоже люди и тоже все понимают), либо уже при прохождении техосмотра.
Как нанести номер из самоклеящейся пленки на борт лодки?
С красками и накладными номерами все очевидно – в первом случае, читаем руководство на банке, во втором просто фиксируем на месте с помощью веревок. А вот с самоклейкой есть свои тонкости.
Смотрите из чего сделана пленка — не дайте себя обмануть!

Не все пленки одинаковые! Нужна пленка Oracal 551 . Она влагостойкая с превосходной защитой от ультрафиолета, умеренной защитой от механических повреждений – не боится воды и солнца, не царапается, не отклеивается и не выгорает годами. Еще её называют «автомобильный винил», она рассчитана на эксплуатацию на улице.
Бензином и маслами поливать её не стоит, но простая грязь и суровая непогода ни по чем. Определить оригинальную пленку можно легко по подложке – на ней нанесена сетка с логотипом и нужной маркировкой (смотри фото справа).
- Совет! Некоторые недобросовестные «винильщики» предлагают аналоги или Oracal 640-ой серии. В первом случае, результат не гарантирован, во-втором, пленка быстро потеряет свой цвет (будет выгорать) и отклеится, так как рассчитана на использование внутри помещений. Естественно, причина, по которой вам предлагают такие горе продавцы 640-ую – она дешевле 551-ой.
Подготовка поверхности
Работы проводим при температурах от +10 С . Если придется делать на улице, то стараемся обеспечить защиту от сильного ветра – в противном случае номер будет «парусить» во время монтажа, под него обязательно попадет пыль и мелкие частицы – это нехорошо.Теперь самое важное — нужно подготовить поверхность. Главное условие – она должна быть чистой и максимально гладкой . Конструктивные неровности судна неважны (выступаюшие реданы и тп), они легко повторяются пленкой за счет пластичности — опасно оставлять неровности лакокрасочного слоя, сколы на пластике, заклепки и прочее — там, где пленка не прижмется плотно.
«Сухой» способ нанесения

- Чистим борт любым обезжиривателем, но без фанатизма. В большинстве случаев достаточно и предпочтительнее использовать спирт.
- Теперь подготавливаем номер. Изначально он выровнен по символам и состоит из трех частей – подложки, самого номера и монтажной пленки. Прикидываем для начала, где пройдет середина номера (смотри пункт выше про место нанесения), сдвигаем или разрезаем номер при необходимости.
- Отделяем монтажную пленку и символы от подложки. Для этого аккуратно отклеиваем прозрачную пленку так, чтобы на ней остались буквы и цифры.
- Прислоняем монтажную пленку с номером к борту. Монтажная пленка липкая, но не сильно, прижимаем ее по краю в нескольких местах, но легко (не забываем при этом про ветер, если работаем на открытом месте). Главное не прижимать буквы (у них клеевая основа сильнее). Выравниваем номер при необходимости.
- Теперь, когда расположение нас устраивает, берем чистую ветошь и начинаем с силой прикатывать номер через монтажную пленку строго по символам.
Прикатывем номер к борту и после этого снимаем прозрачную пленку - Только после первичной прикатки аккуратно отклеиваем прозрачную монтажную пленку. Все буквы и символы при этом останутся на борту, а «монтажка» в руках.
- Окончательно прикатываем символы ветошью.
Поздравляем! Номер готов. В идеале, можно подождать сутки, чтобы клеящая основа вступила в реакцию, но многие не ждут и номер все-равно служит годами.
- Совет: Если после прикатки остались заметные пузыри, то их можно проколоть иголкой для надежности, если есть мелкие, то оставить так – со временем пленка «натянется» сама.
«Мокрый» способ нанесения
«Сухого» способа достаточно в 99% случаев. Но можно наносить и «мокрым» методом. Для этого надо подготовить слегка пенный раствор (мыло, фейри и тп) и после пункта 5 смочить немного номер и борт пеной. Это даст возможность отрегулировать положение более точно с учетом мест, куда «не подобраться» или на очень неровных и неудобных поверхностях. Но после этого придется ждать полного высыхания и только затем снимать монтажную пленку. Способ затратный по времени и обоснован, когда борт обладает сложным рельефом или используются большие по площади пленки (например, сплошной рисунок), чтобы избежать пузырей и аккуратно все совместить.
Спасибо за внимание. Надеюсь, что все нюансы разобрал. Если есть вопросы и уточнения — пишите в комментариях, обращайтесь по указанным контактам, через он-лайн чат или в группе. Правильные пленки и правильные номера на лодки и катера здесь.
Сколько держатся номера из самоклейки на катере?
Гарантию даём 2 года. У клиентов номера держатся по 4-5 лет — вид, как у новых — ничего не отклеилось и не выгорело.
Номер продержится пока вы её, лодку, не сдуете
Человек про катер спрашивал — на жестком борту держится годами. На надувной лодке сезон.
Ну бред же на надувнуху 3,40 номер наносить длиной 1,6 метра))))
К сожалению, это реальность(((
Где купить краску Мараплан?
Скоро у нас появится (ближайшие 1-2 недели). Можно оставить предварительную заявку — в комментарии к заказу напишите, что краска нужна.
Краска появилась на сайте! Цена и необходимое количество для нанесения по ссылке: https://www.sizar-print.ru/product/kraska-dlya-nomera-maraplan-pl/
Есть требования, где клеить флаг относительно форштевня? Можно его приклеить на бортах рядом с кормой? Т.е. центр номера — 1/4 длины от форштевня, а флаг например на одинаковом расстоянии от транца?
К флагу нет жестких требований, вплоть до того, что можно и не наносить если на лодке флаг присутствует и его видно с обеих сторон.