ГИМС требует, чтобы бортовой номер был нанесен в нужном месте, установленного размера, да ещё и контрастной несмываемой краской. Понять логику Инспекции можно – номер должен быть неотъемлемой частью судна (отсюда несмываемая краска), должен быть стандартным и легко читаемым (отсюда единые размеры и места нанесения).
Но в жизни все сложнее. Требования ГИМС — это милитари-атавизм, исходящий из того, что все суда большие и одинаковые. В гражданском флоте, и особенно маломерном, разнообразие огромно и соответствовать требованиям не только сложно, но часто невозможно. В статье подробно разберем, как правильно выбрать материал и способ нанесения регистрационного номера на маломерные суда, чтобы у ГИМС не было никаких претензий.
Какой способ нанесения номера быбрать
- Жесткий борт — наиболее практичный и доступный материал для судового номера на пластиковый или алюминиевый борт это самоклеящаяся пленка.
- Надувной борт — на 1 сезон подходит самоклейка или накладной номер, на много лет идеальна краска, нанесенная с помощью трафаретов.
По новым правилам (вступили в силу с 1 марта 2022 года) лодку не нужнол перерегистрировать при смене владельца (узнать подробнее). Таким образом, на пвх лодки можно нанести номер хорошей краской один раз и забыть. Даже если продавать лодку, новый владелец будет использовать тот же регистрационный номер.
Номер на катер, гидроцикл или яхту
Жесткий борт дает больший выбор способов нанесения номера. Но материал и фактура корпуса могут иметь конструктивные особенности, что нужно учитывать.
Жесткий корпус с гладким бортом
На гладкий жесткий корпус подойдет номер из самоклеящейся пленки, который удобно наносится за 5 минут (без опыта и с минимальной предварительной подготовкой). Хоть это формально и не краска, но ГИМС не придирается — сложно найти отличия, да и зачем? Самоклейка всех устраивает.
Жесткий корпус с неидеальным бортом
Часто корпус может иметь некачественную покраску или дефекты. В таком случае использовать самоклейку не рекомендуется, так как она будет неплотно прилегать, либо плохо держаться. Лучше применить трафарет и покрасить. Трафарет значительно облегчит покраску — без него сложно соблюсти все размеры строго по ГОСТу, сделать всё быстро и красиво.
Лодки ПВХ и РИБы
У ПВХ есть специфика — самоклеящаяся пленка не держится так прочно, как на пластике и алюминии. Самый надежный вариант это краска. Тем более, что с новыми правилами ГИМС 2022 года отпала необходимость перерегистрации лодки при смене владельца — номер теперь присваивается лодке «пожизненно».
Трафареты и краска для ПВХ
Трафареты помогут нанести номер быстро и аккуратно. На ПВХ хорошо ложится и держится краска Maraplan PL — у нас она есть в наличии. Это специальная краска — она эластичная, яркая, предназначена под экстремальные условия эксплуатации, держится годами не теряя вид.
Совет. Если используете другие краски, то сначала протестируйте их — возьмите кусок ткани ПВХ из ремкомплекта и поэкспериментируйте на нём. Стоит потратить на это время, так как цена ошибки высока, многие краски ведут себя непредсказуемо — трескаются, отпечатываются на ткани при сворачивании, не высыхают долгое время.
Навесные номера
Их называют еще дублирующими номерами — применение оправданно, когда установлен тент и основного номера не видно. На тентах многих производителей предусмотрены специальные карманы для этого.
- ГИМС такие номера не любит (техосмотр с ними точно не пройти), а вот на воде могут отнестись лояльно, особенно если его «замаскировать» — сделать фон в цвет лодки (у нас такая возможность есть).
- Чаще всего такие номера фиксируются на борту с помощью обвязок продетых через люверсы и держащиеся за леер, уключины, рымы и прочее.
- Навесной номер изготавливается из баннерной ткани ПВХ и его можно клеить к лодке, в таком случае у ГИМС претензий нет (он становится неотъемлемой частью судна).
Какого размера и где наносить номер на лодку
Теперь, когда определились с материалом, нужно найти место нанесения и проверить размеры.
Размеры регистрационного номера
Они четко прописаны в законе: высота символов – 15 см, ширина – 10 см . В старых номерах (полученных до декабря 2016 года) символов меньше, с января 2017 больше, да еще и флаг обязательно нужен. Подробнее и доступно по размерам читайте в этой статье, либо просто изучите фото ниже.
Место нанесения, как определить самостоятельно
Закон также регламентирует место нанесения – ¼ от форштевня судна . Определить это место легко по следующему алгоритму:
- Смотрим на лодку со стороны борта.
- Делим борт на две равные половины.
- Теперь делим половину, где нос на 2 части – середина и есть та самая ¼ от фортштевня.
- Середина номера должна проходить через линию, которую мы определили в пункте 3.
Что делать, если не вписываетесь в размер или не можете нанести номер из-за конструкции судна, например, на гидроцикл? Наносить так, как возможно. В идеале эти действия надо согласовывать с инспектором ГИМС, который вносит в Судовой билет соответствующие отметки. Сделать это можно при регистрации (фото показать и рассказать заранее о проблеме — там тоже люди и тоже все понимают), либо уже при прохождении техосмотра.
Как нанести номер из самоклеящейся пленки на борт лодки
С красками и накладными номерами все очевидно — в первом случае, читаем руководство на банке, во втором просто фиксируем на месте с помощью веревок. А вот с самоклейкой есть свои тонкости.

Смотрите из чего сделана пленка
Не все пленки одинаковые! Нужна пленка Oracal . Она влагостойкая с превосходной защитой от ультрафиолета, умеренной защитой от механических повреждений — не боится воды и солнца, не царапается, не отклеивается и не выгорает годами! Еще её называют «автомобильный винил» и она рассчитана на эксплуатацию на улице.
Бензином и маслами поливать её не стоит, но простая грязь и суровая непогода ни по чем. Определить оригинальную пленку можно легко по подложке — на ней нанесена сетка с логотипом и нужной маркировкой (смотри фото справа).
Подготовка поверхности
Работы проводим при температурах от +10 С . Если придется делать на улице, то стараемся обеспечить защиту от сильного ветра . В противном случае номер будет «парусить» во время монтажа, под него обязательно попадет пыль и мелкие частицы.Теперь самое важное — нужно подготовить поверхность. Главное условие — она должна быть чистой и максимально гладкой . Конструктивные неровности судна неважны (выступаюшие реданы и тп), они легко повторяются пленкой (Oracal 551) за счет её пластичности. Опасно лишь оставлять неровности лакокрасочного слоя, сколы на пластике, заклепки и прочее — там, где пленка не прижмется плотно.
«Сухой» способ нанесения
- Чистим борт любым обезжиривателем, но без фанатизма. В большинстве случаев достаточно и предпочтительнее использовать спирт.
- Теперь подготавливаем номер. Изначально он выровнен по символам и состоит из трех частей — подложки, самого номера и монтажной пленки. Прикидываем для начала, где пройдет середина номера (смотри пункт выше про место нанесения), сдвигаем или разрезаем номер при необходимости.
- Отделяем монтажную пленку и символы от подложки. Для этого аккуратно отклеиваем прозрачную пленку так, чтобы на ней буквы и цифры.
- Прислоняем монтажную пленку с номером к борту. Монтажная пленка липкая, но не сильно — легко прижимаем ее по краю в нескольких местах. Главное не прижимать буквы — у них клеевая основа сильнее. Выравниваем номер при необходимости.
- Теперь, когда расположение нас устраивает, берем чистую ветошь и начинаем с силой прикатывать номер через монтажную пленку строго по символам.
- Только после первичной прикатки аккуратно отклеиваем прозрачную монтажную пленку. Все буквы и символы при этом останутся на борту, а «монтажка» в руках.
- Окончательно прикатываем символы ветошью.
Поздравляем! Номер готов. В идеале, можно подождать сутки, чтобы клеящая основа вступила в реакцию, но многие не ждут и номер все-равно служит годами.
Если после «прикатки» остались заметные пузыри, то их можно проколоть иголкой, чтобы разгладить. Если есть мелкие, то ничего не делать — со временем пленка «натянется» сама и они исчезнут.
«Мокрый» способ нанесения
«Сухого» способа достаточно в 99% случаев. Но можно наносить и «мокрым» методом. Для этого надо подготовить слегка пенный раствор (мыло, фейри и тп) и после пункта 5 смочить немного номер и борт пеной.
Это даст возможность отрегулировать положение более точно с учетом мест, куда «не подобраться» или на очень неровных и неудобных поверхностях. Но после этого придется ждать полного высыхания и только затем снимать монтажную пленку. Способ затратный по времени и обоснован, когда борт обладает сложным рельефом или используются большие по площади пленки (например, сплошной рисунок), чтобы избежать пузырей и аккуратно все совместить.
Спасибо за внимание. Надеюсь, что все нюансы разобрал. Если есть вопросы и уточнения — пишите в комментариях, обращайтесь по указанным контактам, через он-лайн чат или в группе. Правильные пленки и правильные номера на лодки и катера здесь.
Есть требования, где клеить флаг относительно форштевня? Можно его приклеить на бортах рядом с кормой? Т.е. центр номера — 1/4 длины от форштевня, а флаг например на одинаковом расстоянии от транца?
К флагу нет жестких требований, вплоть до того, что можно и не наносить если на лодке флаг присутствует и его видно с обеих сторон.
Где купить краску Мараплан?
Скоро у нас появится (ближайшие 1-2 недели). Можно оставить предварительную заявку — в комментарии к заказу напишите, что краска нужна.
Краска появилась на сайте! Цена и необходимое количество для нанесения по ссылке: https://www.sizar-print.ru/product/kraska-dlya-nomera-maraplan-pl/
Ну бред же на надувнуху 3,40 номер наносить длиной 1,6 метра))))
К сожалению, это реальность(((
Сколько держатся номера из самоклейки на катере?
Гарантию даём 2 года. У клиентов номера держатся по 4-5 лет — вид, как у новых — ничего не отклеилось и не выгорело.
Номер продержится пока вы её, лодку, не сдуете
Человек про катер спрашивал — на жестком борту держится годами. На надувной лодке сезон.